Мини-АТС  и  средства связи

Определение номера звонящего абонента (Caller ID) в стандарте DTMF.



Во многих странах мира в 90-е годы был принят стандарт для определения номера звонящего абонента на основе сигналов DTMF (Dual Tone Multi-Frequency). Несомненными преимуществами этого стандарта являются надежность и распространенность DTMF, возможность передачи информации о нескольких номерах и простота аппаратуры определения номера. Для получения возможности определения номера абонент должен заказать эту услугу у своего телефонного оператора.

Данная статья написана на основе описаний стандартов, принятых в Швеции и Финляндии.

Термины и определения

Международный номер абонента состоит из кода страны и национального номера. К примеру в номере 7 495 2323222 код страны - 7(Россия), а национальный номер - 495 2323222. Национальный номер состоит из кода области и номера абонента. В примере 495 - код области, а 2323222 - номер абонента. В междугородных разговорах вы также используете код выхода на межгород. В большинстве стран, в отличии от России, это 0.

Защищенный номер это номер, который не может быть определен по одной из следующих причин:

  • абонент потребовал у своего оператора засекретить свой номер;
  • номер является военной тайной или сверхсекретным;
  • номер принадлежит одному из телефонов - автоматов оператора.

Устройством определения номера (Caller ID) называется оконечное устройство вызываемого абонента, оборудованное системой определения номера. Это может быть телефонный аппарат, приставка - определитель или модем.

Сервис переадресации (Call forwarding) означает, что вызываемый абонент перенаправил вызов на другой номер, указанный им. Следущий абонент также может активировать переадресацию. Звонок может быть переадресован максимум 5 раз. На схеме 1 показан запрос, который начался в звонящим абонентом 1. Далее запрос был переадресован в абонентами 2 и 3. Последняя переадресация ведет к вызываемому абоненту 4.


Схема 1: запрос, который был переадресован абонентами 2 и 3.

В дальнейшем мы будем использовать следующие определения:

  • Номер абонента 1 называется номером звонящего абонента.
  • Номер абонента 2 называется набираемым (первым переадресующим) номером.
  • Номер абонента 3 называется последним переадресующим номером.
  • Номер абонента 4 называется номером вызываемого абонента.

Формат протокола передачи информации о номере

Передача информации о номере может происходить двумя способами:

  1. Передача во время вызова.
  2. Через 200 мс после передачи первого сигнала вызова станция вызываемого абонента передает ему информационный пакет в формате DTMF, затем через 1 с посылается следующий сигнал вызова. Передача информационного пакета повторяется после каждого сигнала вызова, также через 200 мс.

  3. Передача до вызова. В этом случае информационный пекет посылается до первого сигнала вызова(звонка). Сигнал вызова следует через 70 мс после окончания пакета.

Информационный пакет состоит из сигналов DTMF длительностью 70 мс, разделенных паузами в 70 мс. Вид пакета общем случае можно описать в виде:

номер звонящегопереадресующий номер 5переадресующий номер 1информационный кодконец пакета
(A S1 S2...Sn)(D S1 S2...Sn)...(D S1 S2...Sn)(B S1 S2)C

    A - Сигнал начала номера звонящего (DTMF 697/1633 Hz)
    B - Сигнал начала информационного кода (DTMF 770/1633 Hz)
    C - Сигнал окончания передачи (DTMF 852/1633 Hz)
    D - Сигнал начала переадресующего номера(DTMF 941/1633 Hz)
    Sn- Цифры (0-9) (в формате DTMF)
    n - Целое число от 1 до 15

Элемент внутри круглых скобок являются необязательными.

Устройство определения должно удовлетворять следущиим требованиям:

  • Распознавать сигналы с длительностью до 40 мс сигнал/40 мс пауза.
  • Иметь высокое входное сопротивление по линии, иначе оборудование АТС решит что абонент поднял трубку и осуществит соединение.
  • Распознавать окончание передачи номера, если получен сигнал окончания "С", сигнал вызова или когда прошло 1.8 с после получения последней цифры.

Информационный код - это данные о причинах невозможности определить номер, а по мере развития стандарта, и дополнительная информация о вызове. Информационный код имеет следующие значения:

  • 00 никакой номер не передан
  • 01 - 09 зарезервировано
  • 10 защищенный номер
  • 11 - 99 зарезервировано

Примеры

В зависимости от информации которая должна быть передана, информация о номере будет выглядеть различно.

Пример 1

Передана информация только о номере звонящего абонента.

В этом случае информация о номере передается в виде:

A S1 S2...Sn C

Номер между "A" и "C" должен интерпретироваться следующим образом:

  • Если номер начинается с 00, значит звонок международный. После 00 следует международный номером.
  • Если номер начинается с 0X, где X - не 0, значит это - национальный звонок. После 0 следует национальный номер.
  • Если номер не начинается с 0, значит звонок местный, то есть звонящий и вызываемый абоненты (а возможно и переадресующий абонент) связаны с одной и той же телефонной станцией и имеют одинаковый код области. Переданный номер - номер абонента в местной сети.

Пример 2

Передана информация только о переадресующем номере.

Информация о номере передается в виде:

D S1 S2...Sn C

Номер между "D" и "C", должен интерпретироваться так же, как и в примере 1.


Пример 3

Передана информация о номере звонящего абонента и о переадресующем номере.

Информация о номере передается в виде:

A S1 S2...Sn D S1 S2...Sn C

Номера между "A" и "D" и "D" и "C", должны интерпретироваться согласно примеру 1.


Пример 4

Никакой номер не передан.

В этом случае запрос мог быть международным, национальным от аналоговой или сотовой сети Информация передается в виде:

B 0 0 C.


Пример 5

Защищенный номер.

Это указывает, что звонящий или переадресующий абонент имеет защищенный номер и что номер не будет показан.

Информация передается в виде:

B 1 0 C.


Этапы развития стандарта.

Развитие системы определения номера происходило в несколько этапов. Из-за этого не все станции поддерживают этот сервис в полном объеме. Ниже приводятся основные стадии развития системы. В каждой стадии имеется возможность указать, что номер не передан или защищен (Примеры 4 и 5).


Стадия 1

На этой стадии передается один номер. Это может быть номер звонящего или последний переадресующий номер , если запрос был переадресован. В этом случае невозможно определить был ли переадресован вызов.

Информация передается в виде:

D S1 S2...Sn C


Стадия 2

На этой стадии также передается один номер. Это может быть номер звонящего или последний переадресующий номер , если запрос был переадресован. В этом случае можно определить какой номер получен:

номер звонящего или переадресующего абонента.

Номер звонящего передается в виде: A S1 S2...Sn C

Переадресующий номер передается в виде:

D S1 S2...Sn C


Стадия 3

На этой стадии может быть передана информация о номере звонящего и о последнем переадресующем номере.

Эти два номера передаются в виде:

A S1 S2...Sn D S1 S2...Sn C


Более поздние стадии

В более поздних стадиях протокол расширен чтобы включить другие услуги и функции. Как интерпретировать переданную последовательность номеров должен показывать информационный код. Это определяется, когда делается расширение протокола.

Информация передается в виде:

A S1 S2...Sn D S1 S2...Sn D S1 S2...Sn B S1 S2 C


Ограничения

Чтобы определение номера происходило, станции звонящего, вызываемого, а возможно и переадресующего абонента должны поддерживать сигнальную систему передачи номера. В некоторых случаях возможности определения номера ограничены. Это могут быть международные звонки, а иногда и звонки с сотовых телефонов.



Рекомендованные статьи

Часто приходится слышать вопрос от людей, интересующихся покупкой мини-АТС - "Что такое системный телефон, зачем он нужен и нельзя ли обойтись без него?". Часто также встречается заблуждение, что системный телефон нужен только для программирования АТС, ну или в крайнем случае для секретаря, чтобы она могла с него переключать звонки. По сравнению с обычными аналоговыми аппаратами, системные телефоны обладают целым рядом преимуществ, что делает их установку на рабочих местах экономически выгодной, за счет повышения производительности и эффективности работы сотрудников. Читать дальше
У многих современных компаний имеются удаленные филиалы и подразделения. По статистике 70% всех соединений филиалов приходится на головной офис. При этом занимаются внешние линии, ограничивая поступление входящих звонков, кроме того приходится оплачивать исходящий трафик. В связи с этим возникает проблема связи головного офиса со своими филиалами, а также создания собственной сети, объединившей бы все подразделения компании в единое целое. Имеется множество способов решения данной проблемы. Рассмотрим некоторые из них: Читать дальше
Современные АТС предоставляют функции, обеспечивающие совместную работу мобильных телефонов с мини-АТС, причем эти функции выполняются так, как будто пользователь мобильного телефона является внутренним абонентом УАТС. Это позволит достичь истинной мобильности в Вашей работе и будет особенно полезно в таких сферах деятельности как агентства недвижимости, страховые компании, юридические фирмы, службы доставки, строительный бизнес. Читать дальше
Зачастую при открытии филиала или дополнительного офиса, у компаний возникают проблемы с подключением телефонных линий. Причины могут быть разные - нет возможности провести телефон из-за отстутствия кабеля или отстутствия в нем свободных пар, в данном конкретном месте присутствует только один оператор связи и его тарифы непомерно высоки из-за подобного монополизма и т.д. Читать дальше
Качественное решение по монтажу мини-АТС в 19” стойку или телекоммуникационный шкаф. Коммутация станционной и абонентской проводки выполняется на патч-панелях, которые соединяются между собой патч-кордами. Дальнейшее обслуживание кабельногй сети (при переезде сотрудников или добавлении новых линий) сводится к простому «перетыканию» патч-кордов. Читать дальше

Блог "Офис на связи"